Карта сайта

РЕСПУБЛИКА ЗАМБИЯ

Общие сведения

Географическое положение: Замбия – государство, расположенное на юге Африканского континента, в географических координатах между 21°59’ и 33°42’ в. д. и 08°12’ и 18°03’ ю.ш. Лишенная выхода к морю Замбия имеет границы с восемью государствами: на северо-востоке - с Танзанией (338 км), на востоке - с Малави (837 км), на юго-востоке - с Мозамбиком (419 км), на юге - с Зимбабве (797 км), на юго-западе - с Ботсваной (2,6 км) и Намибией (233 км), на западе - с Анголой (1110 км) и на севере с Демократической Республикой Конго (1930 км). Общая протяженность государственной границы страны составляет 5 667 км, площадь территории – 752 618 км2.

Климатические условия: Погодные условия в Замбии определяет относительно мягкий тропический климат и расположение большей части территории на возвышенности, с высотами в пределах от 1000 до 1500 м над уровнем моря. Для страны характерны три ярко выраженных сезона: весьма прохладный сухой, приблизительно в период с мая по август, со средней дневной температурой от 15 до 27°C; жаркий сухой – с сентября по ноябрь с температурами от 27 до 32°C; и теплый влажный, сопровождаемый обильными осадками, и характеризуемый умеренным температурным режимом от 20 до 27°C.

Население: Численность населения Замбии по данным, представленным в отчете Центрального статистического офиса (Central Statistics Office) страны, опубликованном по итогам официальной переписи, проведенной в октябре-ноябре 2010 года, составляла 13,1 млн. человек, в том числе мужского населения – 6,5 млн. чел. (49,3%) и женского населения – 6,6 млн. чел. (50,7%).

За десятилетие, прошедшее с момента предыдущей переписи 2000 года, население страны выросло на 32,4% с 9,9 млн. чел., увеличиваясь в среднем на 2,8% в год. По официальным прогнозам, представленным Центральным статистическим офисом в ежемесячном статистическом бюллетене, опубликованном в августе 2016 года, численность населения страны в 2016 году оценивается на уровне 15 933 883 человек. По этому показателю Замбия занимает 70 место в мире и 22 место в Африке.

Высокие темпы демографического роста продолжают оказывать значительное влияние на возрастной состав населения, на 45,4 % представленного молодыми гражданами страны в возрасте до 15 лет. Такая ситуация требует от руководства страны оперативного решения весьма непростых задач по развитию системы здравоохранения и образования и обеспечению занятости, а также стабилизации темпов прироста населения на уровне, соответствующем концепциям экономического роста, заложенным в программы социально-экономического развития страны.

Замбия характеризуется высокой степенью урбанизации, занимая по этому показателю одно из ведущих мест среди африканских государств, расположенных к югу от Сахары. 39,5% населения (5,2 млн. человек) сосредоточено в нескольких городских агломерациях, тяготеющих преимущественно к основным транспортным артериям, тогда как сельские регионы заселены достаточно спорадически. Наболевшей проблемой городских районов является высокий уровень безработицы и неполная занятость. Большинству же сельских жителей пропитание обеспечивает занятие натуральным хозяйством.

Национальный состав и язык: Около 90% коренного населения страны относится к девяти крупнейшим этно-лингвистическим группам – ньянджа-чева, бемба, тонга, тумбука, лунда, лувале, каонда, нкоя и лози.

Официальный язык Замбии, принятый в переписке, в сфере образования, культуры, государственного управления, делопроизводства, бизнеса, СМИ и в повседневном общении, - английский. При этом, сохраняется значение местных языков. Помимо официального английского представители 73 этнических групп страны говорят в большинстве своем на различных диалектах языка банту.

В сельской местности представители отдельных этнических групп концентрируются изолированными сообществами главным образом в определенных географических регионах, при этом многие из этих групп малочисленны и ведут обособленный образ жизни. Тем не менее, практически все эти этнические сообщества в той или иной мере представлены в столичном регионе Лусаки и в промышленной провинции Коппербелт на севере страны.

Экспатрианты, преимущественно выходцы из Великобритании и Южной Африки, а также белые граждане Замбии, общей численностью около 120 тыс. человек, проживают в основном в столице и в провинции Коппербелт. Работоспособная часть этого коммьюнити занята по большей части в горнодобывающей сфере, финансовом секторе или в смежных областях. За последние годы несколько сотен белых фермеров, лишенных прав землевладения в соседней Зимбабве, с благодарностью приняли приглашение правительства Замбии, заняться развитием фермерского хозяйства, обосновавшись в Южной провинции страны.

Несколько менее малочисленную, но экономически весьма активную часть населения составляют выходцы из Азии, в первую очередь из Китая и Индии. Численность проживающих в Замбии китайцев оценивается на уровне 80 тысяч человек.

По данным исследования, посвященного проблеме беженцев (World Refugee Survey 2008), опубликованного Комиссией США по делам беженцев и иммигрантов (U.S. Committee for Refugees and Immigrants), численность пребывающих в Замбии беженцев и людей, нуждающихся в убежище, составляла (на момент составления доклада) 113 200 человек, большинство из которых прибыло в страну из Руанды и соседних Анголы и Демократической Республики Конго.

Религиозный состав: Официально Замбия относится к числу христианских государств, однако в стране мирно сосуществуют представленные в заметном многообразии различные религиозные традиции и вероисповедания. В стране насчитывается значительное число синкретических церквей, в которых консервативные христианские каноны гармонично переплетаются с местными верованиями и обрядами.

Христианство зарождалось, приспосабливалось к местным условиям и процветало, в первую очередь благодаря первым миссионерским поселениям - португальское влияние и католицизм пришли с востока (из Мозамбика), англиканство (английское и шотландское влияние) – с юга.

За исключением отдельных профессиональных технических должностей (например, врачей) роль западных миссионеров весьма активно принимали на себя местные адепты.

С 1991 года, после того, как пятидесятник Фредерик Чилуба занял пост главы государства, в стране заметно активизировалось распространение конгрегаций пятидесятников.

В настоящее время к основным христианским деноминациям, широко представленным в Замбии, относятся:

  • Римско-католическая церковь
  • Англиканская церковь
  • Движение пятидесятников
  • Новая Апостольская церковь
  • Лютеранская церковь
  • Движение Адвентистов Седьмого дня
  • Свидетели Иеговы
  • различные Евангелические деноминации

Доля мусульман, проживающих в основном в сельских районах страны, составляет примерно 5% населения страны. В Замбии также имеется достаточно малочисленное сообщество иудаистов (ашкенази).

Административно-территориальное деление: Территория Замбии поделена на 10 провинций (10-я провинция страны Мучинга образована в 2011 году, в результате разделения Северной провинции), администрации которых возглавляют руководители в ранге министра. Провинции, в свою очередь, делятся на муниципальные округа, общая численность которых на настоящий момент составляет 103 единицы. В общем виде иерархическая структура административной вертикали, сформированная в соответствии с особенностями политической и избирательной системы, представлена следующими территориальными единицами – Провинция (Province) ® Муниципальный округ (District) ® Избирательный округ (Constituency) ® Административный район (в границах избирательного участка (Ward) ® Вождество (Chiefdom).

 

Провинция

Административный центр

Площадь,

км²

Население,

чел. (2010)

Плотность,

чел./км²

Центральная / Central

Кабве / Kabwe

94 394

1 307 111

13,8

Коппербелт / Copperbelt

Ндола / Ndola

31 328

1 972 317

63,0

Восточная / East

Чипата / Chipata

51 476

1 592 661

30,9

Луапула / Luapula

Манса / Mansa

50 567

991 927

19,6

Лусака / Lusaka

Лусака / Lusaka

21 896

2 191 225

100,1

Мучинга / Muchinga

Чинсали / Chinsali

87 806

711 657

8,1

Северная / Northern

Касама / Kasama

77 650

1 105 824

14,2

Северо-Западная / North-Western

Солвези / Solvezi

125 826

727 044

5,8

Южная / Southern

Ливингстон / Livingstone

85 283

1 589 926

18,6

Западная / Western

Монгу / Mongu

126 386

902 974

7,1

Всего:

 

752 612

13 092 666

17,4

Столица: Лусака. Численность населения - свыше 1,7 млн. человек (2010), площадь территории - 360 км2.

Крупные города:

  • Китве (провинция Коппербелт) – 501 тыс. человек;
  • Ндола (провинция Коппербелт) – 451 тыс. человек;
  • Чипата (Восточная провинция) – 339 тыс. человек;
  • Петауке (Восточная провинция) – 278 тыс. человек;
  • Кабве (Центральная провинция) – 202 тыс. человек;
  • Мпика (провинция Мучинга) – 164 тыс. человек;
  • Ливингстон (Южная провинция) – 140 тыс. человек.

Денежная единица: замбийская квача (Kwacha), состоит из 100 нгве (ngwee).

1 января 2013 года проведено изменение кода ISO (с ZMK на ZMW) и деноминация в соотношении 1 новая квача (ZMW) = 1 000 старых квач (ZMK) с хождением старых банкнот до 15 июля 2013 года.

Официальный курс национальной валюты (ЦБ Замбии) по состоянию на 19 сентября 2016 года - 10,14 квач за 1 долл. США.

Официальные праздники:

1 января

Новый год New Year’s Day

 

8 марта

Международный женский день Womens Day

 

12 марта

День молодёжи Youth Day

 

14 апреля (2017)

Страстная (Великая) пятница Good Friday

 

15 апреля (2017)

Страстная (Великая) суббота Holy Saturday

 

17 апреля (2017)

Пасхальный понедельник Easter Monday

 

1 мая

День труда Labour Day

 

25 мая

День освобождения Африки African Freedom Day

день основания Организации Африканского Единства (25.05.1963)

3 июля (2017)

День героев HeroesDay

отмечается в первый понедельник июля в память о погибших во имя независимости страны

4 июля (2017)

День единства Unity Day

отмечается во вторник, следующий за Днем героев

7 августа (2017)

День фермеров Farmers’ Day

отмечается в первый понедельник августа

24 октября

День независимости Independence Day

Национальный праздник страны, отмечаемый в ознаменование провозглашения независимости (24.10.1964)

25 декабря

Рождество Christmas Day

 

История

Тысячи лет назад территорию нынешней Замбии населяли племена бушменов, которых две тысячи лет назад оттеснили на юг появившиеся с севера племена готтентотов. Последних в свою очередь примерно тысячелетие назад выжили с насиженных мест пришедшие из Центральной Африки племена банту, наладившие разведение скота, земледелие, кузнечное ремесло, чуть позднее - разработку месторождений меди. К XVIII веку сложилось государственное образование Баротсе. В XVIII в регион проникли первые европейцы - португальские торговцы, а также арабские купцы, промышлявшие закупками меди и слоновой кости. Позднее, в XIX веке, португальцев потеснили британцы, объявившие в 1891 году Баротселенд (нынешняя Западная провинция) своим протекторатом, разделив с португальцами бассейн реки Замбези.

Британская Южно-Африканская компания во главе с английским бизнесменом Сессилом Родсом (имя которого дало название трем Родезиям – Южной, Северо-Западной и Северо-Восточной, из которых две последние в 1911 году объединились в Северную Родезию) получила от британской короны монополию на освоение богатейшей своими минеральными ресурсами бескрайней территории. В 1924 году в Северную Родезию, получившую официальный статус британской колонии, был назначен губернатор. А в 1953 году Северная и Южная Родезия вместе с Ньясалендом (нынешняя Республика Малави) была включена в состав Федерации Родезии и Ньясаленда (под протекторатом Британии), просуществовавшей до 1961 года.

Получение Северной Родезией в 1963 году самоуправления и собственной конституции, позволила ей уже в следующем 1964 году провести выборы Законодательного совета, в результате которых леворадикальная Объединенная партия за национальную независимость / ЮНИП (United National Independence Party / UNIP) во главе с ее лидером Кеннетом Каундой одержала победу.

24 октября 1964 года страна провозгласила независимость. Занявший пост Президента молодой независимой Республики Замбии Кеннет Каунда (Kenneth David Kaunda, первый Президент Замбии, родился 28 апреля 1924, президентский срок: 24 октября 1964 – 2 ноября 1991) спустя два с половиной года (в апреле 1967) сформулировал свою концепцию «замбийского гуманизма», основанную на строгом государственном регулировании экономики и отвергавшую капиталистические отношения. В 1968 году был распущен парламент, а в 1969 году начался болезненный процесс национализации, прежде всего в ведущем меднодобывающем секторе экономики. В конце 1972 года в стране была введена однопартийная система. Новый курс правящей партии ЮНИП привел к дефициту основных продовольственных товаров, подстегнул безудержный рост инфляции и безработицы, постепенно превращая Замбию в одну из беднейших стран.

В 1991 году на волне ширящегося забастовочного и протестного движения против сложившейся социально-экономической ситуации, Каунда был вынужден согласиться на проведение выборов на многопартийной основе, в конечном итоге уступив власть победившей партии Движения за многопартийную демократию (Movement for Multiparty Democracy), положившей конец эпохе «замбийского гуманизма».

Новый Президент, профсоюзный лидер Фредерик Чилуба (Frederick Jacob Titus Chiluba, второй Президент Замбии, годы жизни: 30 апреля 1943 – 18 июня 2011, президентский срок: 2 ноября 1991 – 20 января 2002) подверг жесткой критике политику своего предшественника и приступил к широкомасштабным реформам, отказавшись от централизованного управления экономикой, сократив государственное субсидирование и развернув компанию по приватизации. Определенные положительные результаты реформ позволили ему победить на новых выборах 1996 года, однако уже на следующий год очередная волна недовольства новой политикой привела к попытке государственного переворота, в котором бывший Президент Каунда был объявлен виновником.

По прошествии нескольких лет в условиях военного положения, победу на очередных президентских выборах в январе 2002 года одержал однопартиец Чилубы Леви Мванаваса (Levy Patrick Mwanawasa, третий Президент Замбии, годы жизни: 3 сентября 1948 – 19 августа 2008, президентский срок: 2 января 2002 – 19 августа 2008). Его достаточно энергичная деятельность и политика активных мер, направленных на борьбу с коррупцией и инфляцией, снискали ему уважение и поддержку значительной части общества, способствовав его переизбранию на второй срок в 2006 году.

Однако, после его скоропостижной смерти в августе 2008 года, в ходе досрочных президентских выборов пост руководителя страны занял ставленник ЮНИП, исполнявший обязанности Президента с июня 2008 тогдашний Вице-президент Рупия Банда (Rupiah Bwezani Banda, четвертый Президент Замбии, родился 13 февраля 1937 года, президентский срок: 9 июня 2008 – 23 сентября 2011).

На очередных выборах в сентябре 2011 года, Рупия Банда, подвергавшийся впоследствии судебному преследованию (и даже временно лишавшийся президентского иммунитета) по обвинению в злоупотреблениях властью, коррупции, незаконном распоряжении государственными средствами, уступил президентский пост лидеру оппозиционного на тот момент движения Патриотический Фронт Майклу Сате (Michael Chilufya Sata, пятый Президент Замбии, годы жизни: 6 июля 1937 – 28 октября 2014, пост Президента занимал с 23 сентября 2011 до своей кончины).

В 1990-е годы Президент Сата являлся активным сторонником партии Движения за многопартийную демократию. В 2001 году, разочаровавшись в политике руководства, покинул партию, основав свою, в настоящее время правящую партию Патриотический фронт, которая, проиграв выборы в 2001 году и получив только одно место в парламенте, смогла одержать реванш лишь спустя 10 лет, позволив ее лидеру, наконец, после трех неудачных попыток, занять пост руководителя страны. Приход к власти сторонников Патриотического фронта ознаменовал окончание двадцатилетнего периода безраздельного правления Движения за многопартийную демократию.

20 января 2015 года (спустя три месяца после смерти президента Саты, как того требует Конституция страны) в Замбии состоялись досрочные выборы главы государства, по итогам которых с небольшим перевесом (всего 27.757 голосов) от своего основного соперника, лидера Объединённой партии за национальное развитие Хакаинде Хичилемы, победу одержал кандидат от правящей партии – новый лидер Патриотического фронта Эдгар Лунгу (Edgar Chagwa Lungu, шестой (действующий с 25 января 2015) Президент Замбии, родился 11 ноября 1956 года ). 11 августа 2016 года в ходе очередных выборов Э.Лунгу был переизбран на пост президента, вновь оставив позади (с небольшим отрывом в 100,5 тысяч голосов) своего оппонента Х.Хичилему, предпринявшего безуспешную попытку оспорить результаты голосования в Конституционном суде.

Государственное устройство

Форма правления: Замбия – президентская республика. Президент (согласно поправкам к Конституции, вступившим в силу в январе 2016 года) избираемый абсолютным большинством голосов (50%+1) в процессе всеобщего прямого и тайного голосования на 5 лет, является главой исполнительной власти (кабинета министров) и главнокомандующим вооруженными силами.

Действующий Президент страны Эдгар Лунгу (с 25 января 2015 года, переизбран на пост главы государства 11 августа 2016 года), лидер правящей политической партии Патриотический фронт, сформированной в 2001 году.

Вице-президент – г-жа Инонге Вина (Inonge Mutukwa Wina, родилась 2 апреля 1941 года).

Высший законодательный орган: Национальная Ассамблея - однопалатный парламент, состоящий из 164 депутатов. 156 депутатов избираются от одномандатных округов на основании простого большинства в ходе парламентских выборов, проводимых параллельно с президентскими, 8 депутатов назначаются Президентом страны. Избирательный порог для прохождения в парламент законодательством не предусмотрен, достаточно получить одно место, исходя из процентного соотношения голосов. Вакантные места распределяются в порядке довыборов. Срок полномочий парламента – 5 лет. Текущий парламент сформирован по итогам парламентских выборов, состоявшихся 11 августа 2016 года. Следующие выборы состоятся в августе 2021 года.

Выборные места в Национальной Ассамблее по результатам последних выборов распределились среди партий, следующим образом:

 

Партии

Количество мест

Патриотический фронт Patriotic Front

80

Объединённая партия национального развития United Party for National Development

58

Независимые депутаты

14

Движение за многопартийную демократию Movement for Multi-Party Democracy

3

Форум за демократию и развитие Forum for Democracy and Development

1

Итого

156

Спикер парламента (с 2011 года) – Патрик Матибини (Patrick Matibini, родился 20 июля 1959). 

Экономика

На протяжении последнего десятилетия Замбия продолжает уверенно демонстрировать высокие темпы экономического роста, на относительно умеренном общем фоне большинства других государств Африканского континента, расположенных к югу от Сахары. В этот период экономика страны показала относительно высокую устойчивость к воздействию негативных факторов продолжающейся глобальной рецессии.

В 2013 году страна продолжала удерживать эту высокую планку, несмотря на некоторое снижение реального роста ВВП до 6,5% (против 7,2% в 2012), связанного, прежде всего, с падением производства ряда основных сельскохозяйственных культур, таких как маис и хлопок.

Основным драйвером роста остаются инвестиционная активность в горнодобывающем секторе, устойчивое развитие которого оказывает стимулирующее воздействие на такие отрасли как строительство, энергетика и транспорт.

В среднесрочной перспективе ожидается увеличение темпов роста до 7,1% в 2014 году и до 7,4% в 2015 году на фоне ожидаемого снижения темпов инфляции.

Замбия продолжает устойчивый курс на совершенствование управления, демократизации и дебюрократизации в экономике, укрепление и развитие институтов исполнительной власти, совершенствование учетной политики и повышение прозрачности банковско-финансовой сферы.

Вместе с тем, несмотря на определенные успехи в развитии социально-экономической сферы, умеренный уровень инфляции на уровне до 7%, серьезнейшей нерешенной проблемой остается высокий уровень бедности (за чертой бедности проживает до 60% населения страны) и безработицы. Одной из наиболее насущных задач является обеспечение занятости среди молодежи.

Наиболее существенным фактором экономического роста является устойчивое развитие перерабатывающей промышленности, горнодобывающей отрасли, строительного сектора, сферы транспорта и связи. И хотя производство меди продолжает удерживать традиционную роль основной опоры экономики, обеспечивающей до 70% экспортных поступлений, за последние годы наблюдается заметный рост объемов «нетрадиционного» экспорта. В среднесрочной перспективе основные макроэкономические показатели сохранятся на высоком уровне.

Инвестиции в развитие инфраструктуры, в первую очередь в горнодобывающей промышленности, в энергетике и в дорожном строительстве, и, в частности, масштабные вложения в реализацию проектов в рамках пятилетней программы развития дорожной инфраструктуры, предусматривающей строительство 1 500 километров дорожного полотна, будут способствовать поддержанию устойчивого роста экономики в целом. Увеличение государственных ассигнований в развитие инфраструктуры, с выделением свыше 5 млрд. долл. США на реализацию проектов дорожного строительства, гарантирует стабильный рост в строительной индустрии.

В среднесрочной перспективе, благодаря стабильному росту инвестиционной активности в добывающем секторе, испытывающем потребность в обеспечении доставки оборудования и материалов, на высоком уровне сохранятся темпы развития транспорта, связи и строительства, обеспечивших в 2013 году половину реального прироста ВВП.

Развитие телекоммуникационной сферы будет обеспечиваться в первую очередь за счет стремительно растущей сферы услуг мобильной связи.

В социально-экономической политике государству предстоит сосредоточить особое внимание на реализации программ обеспечения занятости населения (в первую очередь молодежи), совершенствования системы учета и контроля за деятельностью государственного аппарата и усиления борьбы с коррупцией.

Правительство страны заявляет о намерениях обеспечивать ежегодное создание до 200 тысяч новых рабочих мест. Значительные усилия будут сосредоточены на совершенствовании бюджетной политики в целях сокращения хронического бюджетного дефицита, возросшего в 2013 году вдвое вследствие увеличения государственных ассигнований на развитие инфраструктуры и на повышение зарплат государственных служащих.

Ближайшие годы потребуют объединения согласованных усилий различных ведомственных структур, направленных на изыскание скрытых резервов расширения налогооблагаемой базы, на поиск новых потенциальных источников увеличения сборов для обеспечения дополнительных поступлений в казну, а также на совершенствование структуры и более рациональное использование расходной части бюджета, переориентированной, в первую очередь, на финансирование наиболее приоритетных направлений развития экономики.

В числе первоочередных задач совершенствования экономической политики должны стать разработка и осуществление мер укрепления конкурентоспособности частного сектора, с которым традиционно связываются ожидания более высокого уровня оплаты труда и востребованность высококвалифицированной рабочей силы, предложение которой в стране все еще весьма ограничено.

Обрабатывающий сектор обеспечивает создание лишь около одной десятой ВВП. Такая отличительная особенность географического положения страны как отсутствие выхода к морю ожидаемо сказывается на высоком уровне транспортных издержек, существенно удорожающих стоимость конечной продукции (в среднем почти на 40%).

Сектор пищевой промышленности (производство продовольственных продуктов и напитков) обеспечивает создание более двух третей добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности.

В 2013 году продолжалось ускоренное развитие госсектора, в первую очередь системы образования и сферы государственного управления.

Вместе с тем отрицательное воздействие на положительные перспективы экономического роста могут оказать неблагоприятная конъюнктура на мировых сырьевых рынках, вялый спрос на медь и последствия падения сельскохозяйственного производства.

В 2013 году повышение учетных ставок в рамках проводимой Центробанком жесткой финансовой политики позволило существенно снизить давление на социально-экономическую сферу инфляционных факторов. Последние два года темпы инфляции удалось удерживать на относительно безопасном уровне в пределах 6-7%. В среднесрочной перспективе ожидается сохранение этого показателя в пределах 7%.

Однако, оборотной стороной антиинфляционных мер явилось сокращение в 2013 году с 40 до 15% темпов роста объемов кредитования частного сектора коммерческими банками и небанковскими финансовыми институтами на фоне роста доходов по государственным ценным бумагам. Некоторый рост капитализации банков, наблюдавшийся в 2013 году, не оказал влияние на увеличение объемов кредитовании. В 2014 и 2015 годах развитие банковско-финансового сектора продолжится более низкими темпами.

В целом поступательный рост в промышленности в течение последнего десятилетия, связан с относительно динамичным развитием агробизнеса, и, в частности, его ведущей отрасли – пищевой (производства продуктов питания и напитков) и табачной промышленности, а также с растущей потребностью строительного сектора в обеспечении сырьем и материалами.

В 2013 году, однако, отмечается некоторое сокращение темпов роста в промышленном секторе, связанное именно с замедлением развития в агропромышленном комплексе.

Сельское хозяйство, с социально-экономической точки зрения, остается важнейшей отраслью экономики, обеспечивающей рабочие места для 60% общей численности неофициально занятого населения, составляющего в Замбии около 4,9 млн. человек, и для 8% всех официально трудоустроенных (общее число формально занятых составляет 625 тыс. человек).

Скудные осадки и последствия нашествия насекомых-вредителей в 2013 году не замедлили сказаться на падении сельскохозяйственного производства на 7,4%. Задержки в поставке семян кукурузы (маиса) и удобрений в районы, особенно пострадавшие от засушливой погоды и испытывавшие острую потребность в скорейшей рекультивации посевных площадей, привели к сокращению урожая кукурузы на 11% и производства хлопка на 48%.

В 2013 году правительство предприняло непопулярные шаги по сокращению субсидирования мукомольного производства и закупок удобрений и семян маиса для фермерских хозяйств, отразившиеся на положении 800 тыс. мелких фермеров, и в среднесрочной перспективе намерено продолжать жесткие меры по оптимизации государственных расходов и реформированию сельскохозяйственного сектора.

Замбия располагает обширными минеральными ресурсами – металлургическим сырьем, прежде всего медью и кобальтом, а также цинком, свинцом, серебром и золотом, драгоценными камнями, энергетическим сырьем – углем, ураном. Страна обладает значительным потенциалом гидроэнергетических ресурсов, позволяющим не только обеспечивать энергетические потребности национальной экономики, но и экспортировать электроэнергию в соседние страны южноафриканского региона (текущий объем вырабатываемой электроэнергии оценивается на уровне 2 200 МВт, тогда как объем пиковой внутренней потребности не превышает 1 900 МВт. Свыше половины всей потребляемой в стране энергии приходится на добывающий сектор страны.

Горнодобывающая промышленность остается основным источником экспортных поступлений, при этом потенциал ее дальнейшего развития в значительной степени до сих пор ограничивается оптимизацией структуры формирования себестоимости в пределах добывающего сектора. Тогда как рост конкурентоспособности соответствующих перерабатывающих отраслей сдерживается такими объективными факторами как логистические затраты и относительная удаленность основных рынков сбыта готовой продукции и полуфабрикатов из меди.

Устойчивый рост в добывающем секторе, и в первую очередь в области добычи меди, сохраняется на уровне до 7,5% (несмотря на его некоторое замедление в 2011 и 2012 годах), обеспечивая стране стабильно высокие общие темпы экономического развития, превышающие среднеафриканский и среднемировой уровень. Горнодобывающая промышленность, на которую приходится до 10% численности официально занятого населения страны, остается важнейшей сферой реализации крупномасштабных проектов прямых иностранных инвестиций.

За период с 2000 до 2012 года общий объем капиталовложений в горнодобывающей промышленности Замбии превысил 8 млрд. долл. США. За этот период реализация инвестиционных проектов в добывающем секторе обеспечила создание около 50 тыс. новых рабочих мест. Ожидается, что при условии улучшения мировой конъюнктуры на основных товарных рынках к 2017 году объем инвестиций в этом секторе экономики с учетом реализации новых проектов и расширения действующих мощностей вырастет до 15 млрд. долл. США.

Провинции Коппербелт и Северо-западная, на территории которых сосредоточены крупнейшие в Африке запасы едва ли не самых высокосортных в мире руд меди и кобальта, являются основными центрами инвестиционной активности в горнодобывающем секторе страны. Для большинства расположенных на территории Замбии месторождений меди характерно высокое содержание металла в руде (2-3% по сравнению с 0,8% средним общемировым уровнем).

Медь продолжает играть ведущую роль основного вида металлургического сырья, добыча которого была налажена в стране еще с начала прошлого века, и со времени провозглашения ее независимости в октябре 1964 года (когда Замбия занимала третье место в мире по объемам добычи меди после США и бывшего СССР) остается едва ли не единственным крупнейшим источником финансирования проектов развития экономики. Ухудшение ценовой конъюнктуры на мировых рынках меди, особенно в условиях недофинансирования (недостаточного уровня капитализации) медных шахт в стране, весьма болезненно отражается на экономике Замбии в целом.

В 2012 году Замбия занимала 7-е место в мире (после Чили, КНР, Перу, США, Австралии и России) по объемам добычи меди (св. 800 тыс. т), 9-е место в мире по объемам выплавки меди и 10-е место по объемам производства рафинированной меди.

По данным Центробанка Замбии, в 2013 году выпуск меди вырос на 21% до 950 тыс. т.

Руководство страны рассчитывает на резкое увеличение производства меди до 1,5 млн. т к 2016 году, связанное с перспективами увеличения добычи в течение ближайших лет в Северо-западной провинции - с началом эксплуатации нового месторождения Sentinel и расширением добычи на существующих месторождениях Kansanshi и Lumwana, которые будут обеспечивать совокупную добычу свыше 370 тыс. тонн. Ожидается увеличение объемов добычи на действующих в провинции Коппербелт меднорудных шахтах Konkola Deep на 200 тыс. тонн и Konkola North на 50 тыс. тонн.

В 2008 году объем производства кобальта в стране на уровне 7800 т еще позволял Замбии удерживать по этому показателю третье место в мире, однако сокращение добычи к 2012 году до 2800 т заставило Замбию опуститься на 8 место. Тем не менее, следует отметить, что сокращение добычи носит преимущественно технический и конъюнктурный характер, и нынешний ее уровень никоим образом не соответствует реальному потенциалу Замбии и имеющимся в распоряжении страны, территория которой располагается на южной границе африканского медного пояса, серьезными резервам меди (на уровне 690 млн. т), кобальта (270 тыс. т) и других видов металлургического и минерального сырья.

Объем замбийских экспортных поставок меди в 2012 году составил 6,3 млрд. долл. США (около 68% всего замбийского экспорта). Стоимость экспорта кобальта в том же году оценивается на уровне 235 млн. долл. США.

Основные запасы цинка и свинца сосредоточены в районе г. Кабве (Центральная провинция), в 130 км от столицы страны Лусаки. Добыча в этом районе продолжалась 90 лет до истощения к 1994 году богатейших запасов сульфидных руд, содержащих свинец и цинк. Вместе с тем, по существующим оценкам, в районе приостановленной добычи должно оставаться порядка 1,1-1,6 млн. т силикатной руды, также богатой свинцом и цинком. Кроме того, на месте сохранились обширные завалы богатых минералами отходов и шлаков.

С недавнего времени по мере истощения мировых запасов, роста цен на сырье, совершенствования технологий добычи и переработки минерального сырья, а также присутствия в руде следов ценных попутных элементов, таких как серебра, сурьмы, германия, индия и меди, отмечается возобновление всевозрастающего интереса инвесторов к добывающему району Кабве.

Активная фаза золотодобычи, осуществлявшейся в стране в несущественных объемах с начала прошлого века, началась в 2004 году, и в дальнейшем ее объемы росли в среднем на 50,5% год достигнув к 2010 году уровня в 3400 кг.

В Замбии имеются существенные запасы изумрудов (на страну, являющуюся третьим в мире крупнейшим производителем после Колумбии и Бразилии, приходится около 20% всего мирового производства), угля (текущая добыча сократилась в последние годы до 1000 т, хотя в начале нынешнего столетия уровень производства угля превышал в отдельные годы 200 тыс. т, в перспективе – возвращение объемов добычи на прежний уровень), урана и пр.

Объемы государственного потребления в 2013 году выросли на 35%, и в 2014 году ожидается их дальнейший рост с учетом возросшей расходной части текущего бюджета, утвержденного в октябре 2013 года. Сохранится в среднесрочной перспективе и рост инвестиционной активности, в первую очередь в области развития инфраструктуры и добывающего сектора. При этом с 52 до 44% сократился удельный вес в ВВП объемов личного потребления.

Рост государственных расходов отражается на увеличении размеров внутренних и внешних заимствований. По данным министерства финансов страны внешний государственный долг по состоянию на конец марта 2014 года составил 3,2 млрд. долл. США, а внутренний – 20,2 млрд. квач (ок. 3,3 млрд.долл. США). Несмотря на поддержание в прежних относительно безопасных пределах соотношения долговых обязательств к объему ВВП (внешних на уровне 15,72%, и внутренних – 16,57%), рост расходов по привлечению займов и обслуживанию задолженности диктует необходимость более осторожного и взвешенного подхода к дальнейшему привлечению заемных средств, особенно с учетом пересмотра в сентябре 2013 года в сторону понижения кредитных рейтингов Замбии. (Международное рейтинговое агентство Fitch снизило рейтинг Замбии на одну ступень - до уровня "В", на пять порядков ниже инвестиционной категории. Одновременно агентство Standard & Poor's изменило прогноз рейтинга Замбии, находящийся на отметке "В+", на "негативный", основываясь на оценке текущей (по состоянию на конец 2013 года) кредитно-финансовой политики, характеризуемой терминами «расточительность» и «неопределенность».

Активность международных кредиторов на кредитном рынке страны демонстрирует рост на 238 базисных пунктов процентных ставок по государственным ценным бумагам за период с июня по декабрь 2013 года и увеличением на 200 базисных пунктов доходности первого выпуска еврооблигаций, размещённых Замбией в 2012 году на сумму 750 млн. долл. с погашением в 2022 году (в 2014 году Замбия провела еще одну эмиссию купонных евробондов на сумму 1 млрд. долл.).

Последние семь лет Замбия проводит политику ускоренной индустриализации, стимулируя создание промышленных парков и мульти-инфраструктурных (multi-facility economic zones) экономических зон, смоделированных по китайскому образцу. В настоящее время в стадии проектирования находятся шесть таких экономических зон, ориентированных на создание кластеров предприятий, объединенных по отраслевому признаку. Достижение уровня «критической массы» в создании предприятий – операторов и провайдеров различных услуг, как ожидается, помимо создания новых рабочих мест будет способствовать выводу промышленного развития страны на качественно новый уровень и, в конечном итоге, обеспечит более активное участие Замбии в развитии глобальных товаропроизводящих цепочек. В качестве таких цепочек, уже достаточно хорошо налаженных в Замбии, можно отметить выпуск меди, производство говядины и сахарное производство. Значительным потенциалом развития в данном контексте обладают производство драгметаллов и хлопка.

Отдельные экономические показатели (оценочные данные, 2016):

  • Объем ВВП (ППС): 65,5 млрд. долл. США (МВФ)
  • ВВП на душу населения (ППС): 3 918 долл. США (МВФ)
  • Темпы роста ВВП в постоянных ценах (МВФ): 3,4%
  • удельный вес в ВВП отдельных секторов экономики (оценка, 2015):
    • сельское хозяйство – 8,6%
    • промышленность - 31,4%
    • услуги - 60,0%
  • Расходы госбюджета (проект на 2016 г.): 53,14 млрд. квач (4,3 млрд. долл. США), в т. ч.:
    • Общие государственные услуги - 36,1%
    • Оборона – 5,9%
    • Орана правопорядка и безопасности – 3,5%
    • Финансирование проектов экономического развития (создание фондов развития разл. отраслей экономики и развитие инфраструктуры) – 25,6%
    • Здравоохранение - 8,3%
    • Образование - 17,2%
  • Темпы инфляции (рост потребительских цен): 22,5%
  • Платежный баланс по текущим счетам (оценка, 2015): -768 млн. долл. США
  • Внешняя торговля (2015):
    • Экспорт - 7,0 млрд. долл. США (в т.ч. в РФ – 300 тыс. долл.)
      • Основные статьи - медь, кобальт, электроэнергия, табак, цветы, хлопок
      • Основные контрагенты – Швейцария, КНР, Сингапур, ЮАР, Д.Р.Конго, Зимбабве, Австралия
    • Импорт - 8,4 млрд. долл. США (в т.ч. из РФ – 17,7 млн. долл. США)
      • Основные статьи – продукция машиностроения, подъемно-транспортное оборудование, нефтепродукты, удобрения, продукты питания, одежда
      • Основные контрагенты: ЮАР, Д.Р.Конго, КНР, Маврикий, Кения, Кувейт

Внешняя политика

Официальный курс – политика неприсоединения. Основные приоритеты – решение африканских проблем, развитие отношений с соседями.

Замбия член более чем 40 международных и региональных организаций, в том числе (в скобках указан год вступления):

  • Организация объединенных наций (1964); непостоянный член Совета безопасности ООН в 1970, 1980, 1988 годах; Замбия также является членом целого ряда организаций под эгидой ООН: ФАО, ИКАО, ЮНЕСКО, ЮНИДО, МАГАТЭ, ВОЗ, ВМО, Группа 77, и пр.
  • Всемирная торговая организация (1995)
  • (Британское) Содружество наций (1964)
  • Движение неприсоединения (1964); в столице Замбии проходило третье заседание организации в сентябре 1970
  • Африканский союз (1964)
  • Сообщество развития стран Южной Африки / САДК (2008)
  • Общий рынок стран Восточной и Южной Африки / КОМЕСА (1981); в Лусаке базируется Центр КОМЕСА (Секретариат)
  • Африканский банк развития / АБР
  • Всемирный банк / МБРР
  • Международный валютный фонд / МВФ

Замбия имеет дипломатические представительства в 30 странах, 15 консульств и генеральных консульств в 12 странах, постоянное представительство при ООН.

В Лусаке находится около 40 иностранных посольств, в стране действует свыше 20 консульских представительств, а также целый ряд представительств международных организаций.

СМИ

В Замбии издается несколько центральных газет, в том числе:

  • Замбия Дейли Мейл (Zambia Daily Mail) – принадлежит правительству страны, издается на английском языке тиражом 10-15 тыс. экземпляров с 1970 года (ранее - Central African Mail).
  • Таймс оф Замбия (Times of Zambia) – также принадлежит государству. Штаб квартира издательства - в г. Ндола. До национализации в 1975 году была одним из старейших частных изданий, издававшимся в годы колониального правления изначально под названием The Copperbelt Times, а позднее как The Northern News.
  • Пост (The Post) – ведущий независимый новостной таблоид, основанный в 1991 году. Известен своими оппозиционными взглядами и подчас весьма жесткой критикой в адрес правительства. В июне 2016 года деятельность газеты была приостановлена правительством до момента урегулирования значительной задолженности по налоговым платежам.

В интернет пространстве присутствует множество онлайн ресурсов, некоторые из которых выступают с публикациями оппозиционного характера и размещаются, преимущественно, на серверах, развернутых за пределами страны.

Основная доля услуг телерадиовещания приходится на старейшего и крупнейшего в стране провайдера – принадлежащую государству Телерадиовещательную корпорацию Замбии (Zambia National Broadcasting Corporation / ZNBC), которой принадлежит соответствующий ТВ-канал и радиостанция. Имеется несколько частных коммерческих каналов.

В результате слияния в 2005 году Агентства новостей Замбии (Zambia News Agency / ZANA) и Информационной службы Замбии (Zambia Information Services / ZIS) было создана Служба новостей и информации Замбии (Zambia News and Information Services / ZANIS) – государственное информационное агентство под эгидой Министерства информации и телерадиовещания.