Посольство Российской Федерации в Республике Замбии
+260-211 252 183
+260-211 252 120
/8:00 - 17:30
ru en

Колониальная экспансии в Африке началась в XVI в.

Колониальные завоевания в Африке в их ранний период были прежде всего связаны с работорговлей, а также с вывозом товаров тропического земледелия, что явилось одним из источников первоначального накопления капитала в странах Запада и одновременно нанесло огромный ущерб странам Африки, причем не только из-за потери рабочей силы, но и из-за деформации структуры экономики, ухудшения отношений между африканскими народностями. Всё это привело к замедлению процесса становления государственности на континенте.

Первые колонии в странах Африки были созданы португальцами в XVI в. Наиболее крупными из них стали Ангола и Мозамбик, обладавшие большим потенциалом природных ресурсов.

К началу XVII в. на первое место в колонизации Африки вышли голландцы. Со второй половины XVII в., после ряда англо-голландских войн, рядом с Голландией, постепенно оттесняя ее, появляется Англия. Франция встала на путь колониальной экспансии позже, в XVIII в. В целом XVII и XVIII вв. были периодом активного укрепления европейской колониальной торговли. Ситуация меняется в XIX в,, когда начинается колониальная экспансия промышленного капитала.

Слабость, а то и полное отсутствие политической администрации и государственности помогали колонизаторам легко укрепиться на захваченных землях путем создания форпостов, портов, торговых колоний и кварталов, взять в свои руки местную торговлю, навязать свою систему рыночных связей.

Со временем по размеру территории крупнейшими стали колониальные владения Франции. Она обладала колониями на Северо-Западе континента, в Западной и Экваториальной Африке, а также территорией Мадагаскара, Коморских островов и Французского Сомали (нынешнее Джибути).

Великобритания владела землями в Восточной и Южной Африке, которые являлись крупнейшими по численности проживавшего там населения.

Что касается Германии, которая последняя из стран-метрополий проникла в Африку, она достаточно быстро потеряла свои колонии: Германскую Восточную Африку (ныне Танганьика - материковая часть Танзании), Руанду-Урунди, Камерун, Того и Юго-Западную Африку (ныне Намибия) в результате поражения в Первой мировой войне. По этой же причине и Италия потеряла свои колонии на континенте - Ливию, Эритрею и Сомали.

Своеобразной была колониальная история Бельгии. Официально Бельгийское Конго было создано в 1908 г., но ранее более трех десятилетий существовало созданное и контролировавшееся бельгийской короной «Независимое Государство Конго».

Главной вехой в процессе захвата африканских земель стала Берлинская конференция 1884-1885 гг., которая официально закрепила факт колонизации Африки и определила правила разграничения колониальных владений. К началу XX в. официальную независимость в Африке сохраняли лишь Эфиопия, Либерия, созданная Американским колониальным обществом для расселения освобожденных рабов, и Марроко, которое, однако, вскоре было разделено между Парижем и Мадридом. Практически вся территория континента (более 90%) находилась под колониальным правлением Великобритании, Франции, Португалии, Германии, Бельгии. Италии и Испании. Египет де-юре был частью Османской империи, но реально находился под британским контролем.

Колониальное правление метрополий в Африке имело как общие черты, так и особенности. Обычно выделяют два основных его вида — «прямое» и «косвенное» управление. Вызвано это было различиями в интересах и возможностях стран-метрополий, в интенсивности их проникновения в Африку.

Первый вид – «прямое» управление - был характерен для колоний Франции, Португалии. Бельгии и Германии. Он предусматривал создание централизованной административной системы по образцу метрополий со сосредоточением власти у европейских администраторов, в непризнании существовавших местных властей, стремлении «европеизировать» и «цивилизовать» африканское общество.

В отличие от этого, Великобритания, применяя «косвенное» управление, сохраняла традиционные африканские политические институты, которые продолжали управлять внутренней жизнью местных обществ, обеспечивая для колонизаторов более удобный контакт с ними. Однако это не означало, что доколониальные структуры сохранялись в прежнем виде: вожди наделялись новыми полномочиями, постепенно превращаясь в гражданских служащих колониальной администрации при сохранении контроля над ними британских чиновников.

Нужно отметить, что в колониях достаточно широко был распространен коллаборационизм, сотрудничество колонизаторов и местных элит, стремившихся использовать поддержку европейцев в конфликтах с другими этническими группами, а также наращивать свои доходы от торгового посредничества между колонизаторами и африканцами, проживавшими во внутренних районах.

Позднее появилась и система смешанного типа, при которой в большинстве британских колоний осуществлялось «косвенное» правление, но в наиболее выгодных для европейцев районах власть осуществлялась непосредственно колониальной администрацией. При этом в некоторых странах Юга Африки, прежде всего, в нынешней ЮАР, такие зоны составляли большую часть территории страны. Особенности колониального управления повлияли на темпы и формы деколонизации стран Африки.

Несмотря на различия между системами колониального управления и методами хозяйствования, все метрополии преследовали в Африке единую цель создание наиболее благоприятных условий для эксплуатации природных и людских ресурсов континента.

Африканские территории были превращены метрополиями в аграрно­сырьевые придатки, стали периферией мирового капиталистического хозяйства. Поработив африканские народы, колониальные державы установили в колониях режим безжалостной эксплуатации коренного населения. Основными методами были принудительный труд, экспроприация земель, создание резерваций, навязывание системы монокультур и принудительных культур в сельском хозяйстве (хлопка в Судане, арахиса в Сенегале, какао и пальмового масла в Нигерии и т. д.).

Сугубо коммерческий подход колонизаторов к хозяйственной деятельности, направленный на извлечение максимальных прибылей, как, например, истощающие почву способы земледелия и неурегулированный выпас скота, привел к истреблению многообразных природных богатств Африки, регрессу растительного покрова, прогрессирующей засушливости и ускоренной эрозии почв. В результате торговли слоновой костью почти полностью были истреблены африканские слоны, то же самое имело место и в отношении носорогов. Осуществляемая европейскими торговыми и промышленными компаниями хищническая эксплуатация минеральных ресурсов причиняла невосполнимый ущерб естественной среде обитания африканцев.

Крупные компании, банки и концессионные фирмы при поддержке колониальных властей силой захватили наиболее удобные и плодородные земли, оттесняя коренное африканское население в отдаленные, безводные районы, обрекая его на нищету, голод и болезни. Наводнение колоний дешевыми промышленными товарами из Европы подрывало основы местного ремесла и производства. Африканцы использовались в качестве «пушечного мяса» в I и II мировых войнах. Всего было мобилизовано около 2 миллионов человек.

Одновременно происходило насильственное внедрение принципиально чуждого европейско-капиталистического начала в традиционные общества. Важным аспектом политики колониализма становилась культурная экспансия, необходимость которой обосновывалась отсталостью покоренных народов и теми преимуществами, которые сулит им приобщение к культуре более развитых государств Западной Европы. Политика колониального управления накладывала ограничения на автохтонные культуры (запрещая применение местных языков в высших сферах колониальной власти), вела к сужению диапазона их функционирования и замедляла их развитие.

В странах же Северной и Северо-Восточной Африки - там, где имелся весомый исламский религиозно-цивилизационный фундамент, традиционные общества оказались расколотыми на сторонников традиции и тех, кто видел зримые преимущества европейской культуры. Их противоборство определяло судьбы региона на протяжении XX в. и продолжается по сей день.

Перемены в мире и рост национально-освободительного движения к середине XX в. вынудили колониальные державы искать более гибкие и эффективные средства и методы правления в Африке. Были проведены реформы местных законодательных и исполнительных органов, в них были допущены представители коренного населения колоний, расширены системы образования и здравоохранения. После Второй мировой войны в обстановке подъема национально-освободительного движения начался распад колониальной системы. Колониализм в Африке как система был окончательно ликвидирован только к началу 90-х гг. XX в.

  О роли России (Советского Союза) в становлении независимости

африканских государств.

Россия никогда не принимала участия в колониальном разделе Африканского континента. Более того, она при случае демонстрировала симпатии к судьбам колониальных народов. В октябре 1864 г. МИД России заявил о готовности признать Республику Либерия. В 1898 г. были установлены дипломатические отношения между Российской империей и Эфиопией. Российский военно-морской флот принял участие в морских конвоях, призванных предотвращать транспортировку африканских рабов через Атлантику после принятия в июле 1890 г. Генерального Акта по борьбе с работорговлей.

Российское правительство отрицательно отнеслось к проектам предоставления кайзеровской Германии колониальной зоны в Марокко (начало 20-го века), что до сих пор служит важным фактором стабильно дружественных отношений между Россией и Марокко.

Россия оказала широкое содействие императору Эфиопии Менелику II в его борьбе против итальянской агрессии в 1895-1896 гг.

В англо-бурской войне (1899-1902 гг.) Россия встала на сторону буров (в противовес Великобритании). В 1898 г. она установила дипломатические отношения с бурской Республикой Трансааль. На стороне буров сражались российские добровольцы,

В советский период поддержка национально-освободительной борьбы колониальных народов стала тем направлением, которое принесло большие успехи в плане повышения международного имиджа и влияния советского государства, в частности, на Африканском континенте.

Решающую роль играло совпадение советского антиколониализма с объективным процессом углубления кризиса самой колониальной системы. Ее обреченность достаточно четко обозначилась уже к середине XX века.

До начала Отечественной войны с Германией связи с африканскими национально-освободительными организациями осуществлялись по каналам Коминтерна. В рамках его структур была создана Африканская секция (бюро). Африканским антиколониальным организациям, прежде всего Южно-Африканской компартии, Африканскому национальному конгрессу оказывалась материальная и кадровая поддержка. В Москве в Ленинской школе, в Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ) учились либерийцы, сенегальцы, нигерийцы, южноафриканцы. Среди слушателей КУТВ'а были ведущий идеолог панафриканизма Дж. Подмор, первый президент (1964-1978 гг.) Кении Джомо Кениата.

После окончания Отечественной войны связи с африканцами по линии советских общественных организаций резко расширились. В эту работу были включены ВЦСПС, Комитет молодежных организаций, Всероссийское общество культурных связей (ВОКС, затем ССОД), творческие союзы. Был создан Советский комитет солидарности стран Азии и Африки.

Советская политика в Африке после Второй мировой войны приобрела многогранный характер. Антиколониальная борьба африканских народов вступила в решающую фазу.

Советское государство решительно выступило в поддержку Фронта национального освобождения Алжира, народов Туниса и Марокко. Летом 1961, когда французские войска предприняли вооруженное нападение на Тунис, Советский Союз и другие социалистические страны настойчиво добивались принятия действенных мер к прекращению агрессии. Благодаря решительным действиям СССР была прекращена тройственная агрессия (Великобритания, Израиль, Франция) в 1956 г. против Египта. Этой стране были поставлены оружия и военная техника,

В 1957 году независимость обрело первое государство Тропической Африки – Гана. А 1960 год получил название "года Африки". Тогда 17 африканских государств провозгласили независимость. Однако колониальные державы не спешили расставаться с ролью вершителей судеб африканских народов.

Советский Союз стал добиваться ускорения деколонизации. По инициативе и настоянию СССР Генеральная Ассамблея ООН приняла 14 декабря 1960 г. «Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам» (Резолюция 1514(XV). Трудно переоценить значение этого документа. Его одобрение на уровне ООН создало международно-правовое основание помощи национально­освободительным движениям, Оно ускорило процесс обретения независимости африканскими странами. Многие ее положения нашли отражение в Хартии созданной в 1963 г. Организации африканского единства (ОАЕ). В развитие содержания Декларации в 1963 г. ООН по инициативе СССР, поддержанной развивающимися странами, приняла Декларацию о ликвидации всех форм расовой дискриминации. А в 1973 г. ООН приняла выдвинутую СССР совместно с Гвинеей «Конвенцию о пресечении преступлений апартеида и наказании за него».

Другим, столь же значимым, стало решение Советского Союза оказать всемерное содействие созданию и деятельности Движения неприсоединения. Не желая быть «пешками» в холодной войне, в международной политике, освободившиеся страны создали в 1961 г. это Движение. Дж. Даллес назвал его «аморальным». СССР вступил в его ряды. ДН позволило африканским странам существенно укрепить свою международную субъектность, достигать сплоченности в отстаивании интересов развивающихся стран на международной арене.

Обвальная деколонизация континента породила немало иллюзий в советском руководстве во главе с Н.С. Хрущевым. Был явно переоценен антизападный потенциал освободившихся стран, решимость пришедших к власти элит противостоять давлению бывших метрополий. Были недооценены эффективность сохранившихся у бывших метрополий политических и экономических рычагов давления. Поражение сторонников П. Лумумбы в бывшем Бельгийском Конго оказало отрезвляющее влияние на советского руководство, сподвигло его к большей осмотрительности и сдержанности в проявлениях солидарности с новыми партнерами.

Тем не менее 60-70-е годы стали «звездным часом» для российско­африканских отношений. Советский Союз установил дипломатические отношения практически со всеми возникшими независимыми государствами Африки. Как правило, с ними подписывались соглашения о торговле, воздушном и морском сообщении, об открытии советских культурных центров. Число таких соглашений - около 200 только со странами к югу от Сахары - свидетельствует о многогранности сотрудничества.

В 1960 г. торгово-экономические отношения поддерживались с четырьмя африканскими странами, в 1970 г. уже с 20-ю, а в начале 80-х – с 37-ю государствами. Сотрудничество фокусировалось на сфере материального производства. Приоритетными секторами стали промышленность и энергетика. Не менее 75% объемов помощи приходилось на энергетику, черную и цветную металлургию, машиностроение и горнодобычу. Построенные предприятия производили 4,6 млн. кВт электроэнергии, 4,1 млн. т. чугуна, 4,5 млн. т. стали, 3 млн. т. нефтепродуктов, 3 млн. т. бокситов, 1620 единиц металлорежущих станков и т.д. Наиболее широкое и диверсифицированное содействие было оказано Алжиру и Египту, а в Субсахарской Африке - Нигерии, Эфиопии, Гвинее.

Крупные советские проекты в странах Африки южнее Сахары были реализованы в Анголе, Гвинее, Республике Конго, Мали и Нигерии. В их числе совместный российско-ангольско-бразильский проект — строительство ГЭС «Капанда» на реке Кванза (Ангола). Трехстороннее соглашение о строительстве ГЭС было подписано в ноябре 1984 г. За строительные работы отвечала бразильская фирма Odebrecht, за поставку оборудования, монтаж и пусковые операции - СССР, Отдельно между Анголой и СССР был подписан двусторонний протокол о сотрудничестве в области энергетики. Строительство, начатое в 1987 г., неоднократно останавливалось в связи с гражданской войной в Анголе. В 2007 г. работы были полностью завершены. Мощность ГЭС - 520 МВт, среднегодовая выработка - 3 млрд кВт/ч. "Капанда" входит в тройку крупнейших в Африке ГЭС.

Бокситодобывающий комплекс в Киндия (Гвинея) - крупнейший из 30 объектов промышленного и гражданского значения, построенных при содействии СССР в Гвинее. Соглашение о его возведении было достигнуто в 1968 г., в 1974 г. комплекс был введен в строй. Предприятие добывало 2,5-3 млн тонн бокситов в год, 50% от которых направлялись на погашение платежей по кредиту, предоставленному СССР на его строительство (83 млн руб.). Советско-гвинейское сотрудничество по добыче бокситов покрывало 1/3 потребностей алюминиевой промышленности СССР. Всего с 1974 г. в СССР было экспортировано 48 млн тонн бокситов. В настоящее время добычу бокситов месторождения осуществляет Compagnie des Bauxites de Kindia, c 2001 г. принадлежащая российской компании "Русал".

К числу крупных проектов относится горно-обогатительный комбинат в Мфуати (Республика Конго). Договор о совместном строительстве комбината между Республикой Конго и Советским Союзом был подписан в 1971 г. В 1973 г. объект был введен в эксплуатацию. Предприятие перерабатывало до 65 тыс. тонн руды и производило 30 тыс. тонн свинцового концентрата в год. Часть производимого свинца поставлялась в СССР в счет оплаты кредита, обеспечивая нужды советской атомной промышленности. В дальнейшем предприятие было передано конголезской компании.

Цементный завод в Диаму (Мали), построенный при содействии СССР в 1970 г., производил до 50 тыс. тонн цемента в год (марки М500 и М600). На разведочно-эксплуатационной шахте "Калана" (Мали, 1979 г.)

осуществлялась добыча золота на глубине 200 м. До 80% добываемого золота шло в счет погашения советских кредитов. В настоящее время оба объекта находятся в частной собственности.

Строительство металлургического завода в Аджаокуте (Нигерия) началось в 1977 г. Металлургический завод мощностью 1,3 млн тонн стали в год перерабатывает сырье железорудного месторождения Итакпе-хилл. СССР осуществлял поставку оборудования, строительные и монтажные работы, подготовку нигерийских специалистов. К 1990 г. обязательства были выполнены на 90%, однако проект не был реализован по вине нигерийской стороны.

Всего по данным на середину 80-х годов при содействии СССР в Африке было построено около 300 промышленных предприятий, 155 объектов в сельскохозяйственной сфере, около 100 учебных заведений, в том числе 10 высших и средних, 80 профессионально-технических училищ. Всего профессиональную подготовку получили 480 тысяч африканцев, в том числе в учебных центрах, созданных при содействии СССР в самих африканских странах - 250 тыс. человек, 150 тыс. рабочих и специалистов в ходе строительства и эксплуатации объектов сотрудничества. Более 80 тыс. африканцев получили дипломы советских ВУЗов и техникумов.

Советский Союз оказал содействие в создании национальных вооруженных сил в 21-й стране. В эти страны было поставлено большое количество оружия, техники двойного назначения (см. Таблицу 1), подготовлены офицерские кадры.

Таблица № 1

Поставки Советским Союзом оружия в африканские страны

1967-1976 гг.
(в млн. долл., в текущих ценах, данные ориентировочные)

Страна

Импорт оружия из СССР

Общий объем импорта оружия страной

Доля СССР в общем объеме импорта оружия данной страной (в %%)

Африка

2015

5131

40

Алжир

315

445

70,8

Ангола

190

315

60,3

Бенин

1

10

10,0

Конго

10

20

50,0

Эфиопия

 

190

 

Гвинея Экваториальная

5

5

100,0

Г винея

50

55

90.1

Гвинея Бисау

5

5

100,0

Ливия

1005

1835

54,8

Мадагаскар

1

5

20,0

Мали

25

25

100,0

Марокко

10

350

2,9

Мозамбик

15

20

75,0

Нигерия

70

221

31,7

Уганда

65

81

35,9

Центральная Африканская Республика

1

5

20,0

Сомали

181

185

97,8

Судан

65

100

65,0

Танзания

30

125

24,0

Чад

5

10

50,0

Замбия

10

81

12,3

 

 

Источник. J. Servin. Les regimes militaires. P, 92. www.revue-pouvoirs fr/w/pouvoirs25

В вооруженных конфликтах, в Африке участвовали советские военнослужащие — советники, действующие солдаты и офицеры разных родов войск. Сотни советских военнослужащих и сотрудников спецслужб

приняли участие в военных конфликтах на территории этих государств, десятки погибли и были ранены.

В 1957-1982 гг. СССР установил культурные и научные связи с 41 африканской страной. Основные пункты соглашения включали обмен опытом и достижениями в области науки, научными делегациями, учеными, специалистами, научно-технической документацией, предусматривали поездки ученых для чтения лекций, взаимное приглашение деятелей науки для работы в учебных и научных центрах, оказание помощи в подготовке национальных кадров, поощрение контактов между научными библиотеками в целях организации научного книгообмена, признание равноценности дипломов, научных степеней, присваиваемых в каждой из стран, направление в учебные центры Африки учебников и других пособий.

Осуществлялись советские научные экспедиции в Африку: археологическая АН СССР (1961-1963 гг.) во главе с академиком Б.Б. Пиотровским, давшая ценный материал по нубийской культуре и памятникам римского и византийского периодов; лингвистическая в Мали (1963 г.) под руководством члена-корреспондента АН СССР Д.А. Ольдерогге, собравшая обширный языковый материал; советско-сомалийская комплексная экспедиция (1971 г.), изучавшая историю национально-освободительного движения и социально-экономические проблемы сомалийского народа; географическая экспедиция (1964-1965 гг.) провела гравиметрические наблюдения в Мали, которые помогают прогнозировать распределение полезных ископаемых и выявлять закономерности их образования; ботаническая (1967-1968 гг.) в Алжир, составившая геоботанические карты и карты пастбищ; геолого-геофизическая (1967-1969 гг.) с целью геолого-тектонического картирования в Республике Острова Зеленого Мыса (1983 г.), экспедиции спелеологов для изучения пещер Софомар (1983 г.) в Эфиопии. Эта исследовательская работа вызвала большой интерес в научных кругах стран Африки и дала толчок к развитию новых научных направлений в национальной африканской науке.

В 1961 г. в районе Каира был сдан в эксплуатацию первый на Африканском континенте атомный реактор, на базе которого при техническом содействии СССР был создан региональный радиоизотопный центр. В исследовательской работе участвовали ученые многих стран континента, а также медицинские радиологические центры в Марокко и радиоизотопные лаборатории в Алжире, Судане, Тунисе, Нигерии. При содействии советской стороны были созданы учебные и исследовательские институты и центры: нефти и газа в Алжире, политехнический, океанографии и гелиофизики в Гвинее, Национальная инженерная школа (первой высшее техническое и учебное заведение) в Тунисе, сельскохозяйственная и лесотехническая школы в Камеруне. В декабре 1978 г. подписано соглашение между АН СССР и мозамбикским университетом им. Э. Мондлане о создании совместной научной станции наблюдения за искусственными спутниками Земли. Делегация АН СССР во главе с академиком И.П. Герасимовым (1961 г.) оказала Гвинее содействие в организации изучения природных ресурсов страны.

Советский Союз наладил широкие внешнеторговые связи со странами Африки, Основными торговыми партнерами СССР на континенте были Египет, Ливия, Ангола, Марокко, Эфиопия, Нигерия, Гвинея. Внешнеторговый оборот Советского Союза с африканскими государствами за 1960-1984 гг. увеличился в 13 раз, достигнув суммы около 5 млрд долларов. В 1960 СССР заключил торговые соглашения с 6 государствами Африки, в 1980 их число возросло до 39. С большинством стран внешняя торговля осуществлялась на основе торговых и платёжных соглашений, многие из которых заключались на длительные сроки, Свыше 2/3 общего оборота торговли СССР со странами континента приходились на страны Северной Африки. В 60-х гг. ведущим партнёром в торговле СССР с Африкой являлся Египет (на него приходилось более половины советско­африканской торговли). В 70-х гг. на первое место в советско-африканской торговле вышла Ливия, возросла торговля с Марокко, Нигерией, Анголой, Эфиопией, Гвинеей. В советском экспорте в страны Африки основное место занимала продукция машиностроения (в 1980 -— 60,5% всего экспорта), в том числе оборудование для создаваемых в этих странах при содействии СССР предприятий и других объектов, а также товары производственного назначения (топливо, строительные материалы, продукция целлюлозно-бумажной промышленности). Высокий удельный вес машин и оборудования способствовал решению главной задачи независимых стран – созданию собственной промышленности и ослаблению зависимости от империалистических монополий. Советский экспорт машин и оборудования был представлен комплектным оборудованием для предприятий, сооружение которых создавало возможности ускорения развития производительных сил и освоения природных ресурсов.

К середине 80-х годов доля африканских стран в советском импорте составляла:

  • по бокситам - около 60%
  • по марганцевой руде - около 56%
  • по кобальту - 100%
  • по кофе - около 8%
  • по какао-бобам - около 64%
  • по древесине ценных пород - около 58%,

Советский Союз оказывал помощь, как правило, на льготных условиях; «Грант элемент» (т.е, доля льготного или безвозмездного кредитования) составлял не ниже 40%. На особо льготных условиях осуществлялась подготовка кадров в советских ВУЗах и командирование преподавателей и медиков. Инвестиционные кредиты на срок от 10 до 15 лет предоставлялись из расчета 2-3% с льготным периодом от 1 года до 3-4 лет. В ходе сотрудничества Советский Союз не преследовал целей односторонней выгоды, контроля над месторождениями природных ресурсов. Оно было, в первую очередь, нацелено на решение коренных задач народнохозяйственного строительства молодых государств.

Советско-африканские отношения складывались при полном соблюдении принципов суверенитета и невмешательства. На съездах КПСС неоднократно заявлялось о необходимости уважения «священного права каждого народа, каждой страны избирать свой путь развития».

В целях снижения уровня затратности и повышения эффективности экономического сотрудничества с середины 70-х годов стали внедряться схемы компенсационного сотрудничества, при котором до 50% продукции построенных предприятий передавались нашей стране в счет погашения кредитов. В эти же годы стали практиковаться схемы совместных предприятий с участием западных фирм.

Формулу «оказания содействия», при которой обязательства сторон размывались, пришлось менять на схемы генерального подряда строительства объектов «под ключ».

Советское экономическое содействие оказало глубокое влияние на социально-экономическое развитие молодых африканских государств. Во многих странах оно положило начало созданию современной и национально-ориентированной экономики. Был создан достаточно весомый производственный и научно-технический потенциал, который и до сих пор оказывает существенное влияние на характер и структуры развития национальных экономик ряда африканских стран.

Благодаря сотрудничеству с СССР в африканских государствах сформировался достаточно широкий слой технической, творческой и военной интеллигенции.

Развитие сотрудничества с СССР нарушило монополию западных стран, что создало для африканцев возможность маневра, достижения более выгодных условий получения помощи от традиционных партнеров.

Сформировавшийся за годы советско-африканского сотрудничества дух взаимопонимания, взаимодоверия до сих пор служит фундаментальной основой сохранения высокого имиджа России в Африке и важной платформой наращивания партнерства в новых условиях.